О детском горе Друзья, мы рассмотрели некоторые аспекты проживания горя, имея в виду самих себя, то есть взрослых.
Есть ли особенности у детского горя?
К сожалению, его обесценивают ещё чаще, чем взрослое. "Он маленький, он ничего не понимает, он уже все забыл".
Детское горе пугает и расстраивает, хочется, чтобы его не было. Отсюда растут практики обманывать ребенка, скрывать, не брать в больницу, на похороны, на поминки. Кормить россказнями, отвлекать развлечениями, задаривать подарками. Не вспоминать при ребенке, не плакать.
В результате всех этих "заботливых" действий ребенок оказывается один на один с горем, не понимает, что произошло, не имеет возможности попрощаться, поплакать в объятиях родных людей.
Отдельная проблема - практики отделения детей от семей в случае каких-либо трагедий и катастроф. Сразу появляются "добрые" спонсоры или государство и начинает увозить детей в санатории, лагеря, турпоездки - бедные дети такое пережили, надо их порадовать. Результатом оказываются группы растерянных детей, которых не радуют ни море, ни парки аттракционов, а по ночам они сидят в чатах с родными и плачут, считая дни до возвращения домой.
Это же иногда проделывают сами семьи, отправляя детей к родственникам или в лагерь на время похорон - из лучших побуждений.
Через долгие годы приходилось в терапии прорабатывать последствия этих "мудрых" решений.
Дети - такие же люди. Они тоже любят и тоже горюют. Им тоже важно попрощаться, и важно быть в это время с близкими.
Детское горе может выглядеть иначе - психика защищается и нарезает работу горя "кусочками". Поэтому мы можем видеть, как горюющий ребенок в какие-то моменты весело смеётся и играет с друзьями. Это подкрепляет стереотипы "он не понимает", "он забыл". А потом это горе прорывается в самый неожиданный момент, и хорошо, если слезами, а не вспышкой ярости, саморазрушения или дикого поведения, а то и откатом в развитии или болезнью.
Про то, как дети переживают потерю и как им можно помочь, поговорим завтра на эфире в 12.00 по Москве в моем телеграм-канале.